let me cry


Стремление к гармонии впервые возникает там, где появляется расщепленность. До эпохи барокко мы наблюдаем целостность: античность с антропоцентрической направленностью, принципами калокагатии и самодостаточности, средневековье с эпохой Возрождения ставят во главу угла добродетель; о чувствах речи не идет. Все, что было в средневековье: зависть - грех, нужно любить ближнего своего. Эмоции стоят еще за культурой, понимаются и воспринимаются как негативная, вероятно, разрушительная тенденция ... "действовать под влиянием эмоций" значит сбиться с истинного пути, чувства являются самой прямой и верной дорогой в заблуждение. Возрождение говорит нам о том, что чувства есть демон, затмевающий наше сознание, мешающий нашему предназначению, отвлекающий от него.(Фрэнсис Бэкон)

В эпоху борокко наблюдается огромный скачок в самом художественном развитии, это вам пожалуйста - зарождение (маньеризм) и дальнейшее развитие (собственно барокко и рококо) экспрессивных стилей. Подойдем же поближе: само происхождению термина "борокко" вообще уподоблялось варварству, ввели его классицисты для обозначения чего-то странного и неправильного, вероятно, непонятного.

Чувства, чувства они неправильные, они мешающие, они сбивающие, деструктивные демоны. Могла бы рассмотреть, что дальше идет; эпохи и стили, которые к чувствованию будут относиться иначе,а также к его проявлению, восприятию  и интерпретации,
 хоть эти вопросы более психологичны, по своей сути. Легко угадать, что дальше посложнее, поинтереснее (перестройка понятийного аппарата по отношению к термину эмоциональность и все, что с этим связано), дальше не все так однозначно, пускай и сейчас обозначено довольно условно.


Но вдруг пред нами предстает герой, который хочет одного и тут же совершенно противоположного. Им руководят чувства, страсти - бессознательное. Он до конца не понимает причины и последствия собственных поступков, герой расщеплён. Об этом барокко.
В эпоху античности не стояло проблем с выражением эмоций, а что тут сложного? Есть чувства - действуешь. Еще не существует понятия "тайная любовь", для древних греков это не ясно, у них любовь сопряжена с "как", любить = совершать какие-то действия. В "причудливую" (баррочную) эпоху любовь могла быть не только не очевидной для окружающих, для объекта любви, даже для самого себя. На этой почве растерянности герой обращается к своему внутреннему миру как к какой-то другой личности , здесь же и появляется внутренний диалог, человек делает первые попытки исследовать самого себя, ведь он себе же не понятен (не целостен). Вот вам и рождение психологии.



Комментарии

Популярные сообщения